Кружок "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки"
Тематический план работы кружка «Умелые руки»
Пояснительная записка.
Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.
По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Организация деятельности кружка.
Кружок комплектуется из учащихся 5-8 классов. Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 2 часа.
Структура программы
Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки. Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- информационной( умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной( умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационной( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательной( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Необходимые условия для реализации программы.
Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретические
|
Практические
|
1.
|
Вводное занятие
|
4
|
4
|
-
|
2.
|
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности
труда.
|
4
|
2
|
2
|
3.
|
Графическая подготовка.
|
12
|
4
|
8
|
4.
|
Техническое моделирование с элементами художественного конструирования (обработка древесины);
- перевод рисунка - приемы обработки конкретных материалов
-изготовление из древесины моделей машин, кораблей, танков, игрушечной мебели и др.
- окончательная отделка поделок
|
70: 8
56
6
|
8: 2
2
2
|
62: 6
54
4
|
5.
|
Обработка жести, проволоки (металла):
- разметка
- технологические операции: опиливание, распиливание, резка, гибка, сверление, шлифование.
- изготовление поделок: инструментов, кукольной мебели, моделей машин и т.д.
- окончательная обработка поделок
|
62:
8
16
36
2
|
10: 2
4
4
|
52: 6
12
32
2
|
5.
|
Работа с соломкой:
-подготовка фона для работы -подготовка соломки холодным или горячим способом
-окраска соломки
-выбор эскиза -перенос деталей на кальку
-наклеивание соломки по рисунку –вырезание
-наклеивание на фон
-отделка готовой работы
|
56: 4
4
2
4
38
2
2
|
4: 2
2
2
|
52:
2
2
2
2
38
2
2
|
6
|
Электротехнические работы:
-условные обозначения электрической цепи
-чтение схем
-сборка цепей по схемам
|
8:
2
4
2
|
2:
2
|
6:
4
2
|
|
Итого:
|
36 нед * 6часов =216 часов
|
34
|
182
|
|
Подведение итогов:
|
2 нед х 6 часов
|
12
|
|
|
Всего:
|
38 нед х 6 часов = 228 часов
|
44
|
184
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Техническое творчество».
На занятиях применяется индивидуальная, групповая и фронтальная форма обучения. Вводное занятие проводится с учащимися в виде беседы в целях ознакомления с коллективом, правилами техники безопасности, обсуждение плана работы учебной группы на год.
Темы занятий по программе предполагают объяснение нового материала учителем в виде беседы, демонстрации приемов работы, демонстрации готовых пособий, готового изделия, зарисовки схем выполнения работы, а затем учащиеся выполняют практическую работу.
Заключительное занятие отводится для подведения итогов работы за год, подготовку и проведение выставок, участие в общественных мероприятиях по мере необходимости. Выставки и участия в общественных мероприятиях проводятся также и в течение всего учебного года по мере прохождения раздела или темы.
Для достижения поставленной задачи для проведения занятий используются следующие методы:
- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж и т.д.)
- наглядный (показ трудовых приемов, образцов изделий)
- практический (выполнение упражнений, готовых изделий)
Также на занятиях применяется метод дифференцированного обучения.
Условия для реализации программы: техническое обеспечение. -наличие специально оборудованных учебных мастерских.
- инструменты и приспособления: лобзики, столики и ключи для лобзика, стусло, ножовка по
дереву, стамески и рубанки, молотки, столярные угольники, рейсмусы, штангенциркули и т.д.
- фанера 3 мм; деревянный брус 40x40,40x10,15x10; проволока алюминиевая диаметром 3 мм,
жесть кровельная, оргалит, соломка, клей столярный.
-технологические карты и готовые образцы изделий.
Наши работы:
|